Россия
Беларусь
home АптекарьИД Бионика
О журнале Рекламодателю rubrikator архив подписка° отдых контакты



Дискаунтеры: в России и в мире

Что такое аптека-дискаунтер в России? С одной стороны, их количество растет, они активно развиваются и постоянно грозят уничтожить аптеки, не обладающие статусом дискаунтера. Но есть и вторая сторона медали…

Уже не первое десятилетие аптеки-дискаунтеры грозят обычным аптекам – так давно, что все уже свыклись с мыслью о том, что дискаунтеры – это страшно, что они отнимают у аптек клиентов и что они вот-вот разорят всех вокруг. Почему же это «вот-вот» все никак не настанет, несмотря на то, что, по сообщениям СМИ, дискаунтеры постоянно открываются в всех городах России?

Дело в том, что никаких дискаунтеров в российском аптечном ритейле на самом деле никогда не было, нет и не будет еще много лет.

Классика жанра

Понятие «дискаунтер» в мировой практике розничной торговле впервые возникло в середине 50-х гг. прошлого века, когда в ФРГ появились особые магазины низких цен. Особенность этих магазинов состояла в использовании специальной бизнес-модели, направленной на минимизацию издержек посредством сокращения численности работающего персонала, упрощения интерьера торгового зала и выкладки товаров. Выглядели эти магазины как огромные серые унылые бетонные склады, заваленные различными товарами. В которых покупатели не могли рассчитывать на помощь продавцов и находились на полном самообслуживании. Кстати, именно так выглядит классический дискаунтер в Европе и сегодня. Особенно на родине – в Германии.

Минимизация издержек также достигалась и путем постоянного перемещения товаров между этими магазинами-складами, по мере изменения спроса на отдельные категории товаров в разных городах и регионах.

Позднее классическая бизнес-модель дискаунтера была дополнена еще одной «фишкой» – создание в наиболее ходовых группах товарного ассортимента товаров privat lable, т.е. товаров выпускающихся под личной маркой дискаунтера специально по его заказу.

Использование этой бизнес-модели первоначально позволило снизить издержки магазинов-дискаунтеров на 20–40%. А позднее, по отдельным группам товаров экономию удалось довести до 70–80%, что, например, сделало владельцев самой известной немецкой сети дискаунтеров – Aldi – мультимиллиардерами.

Но это в Германии, где живут рациональные немцы.

Российские вариации на тему

А вот в России спрос на дискаунтеры даже в рынке товаров массового потребления оказался невелик.

Не случайно для таких магазинов товаров массового спроса, как «Пятерочка», «Магнит», «Дикси» и т.д. уже появилось особое определение – мягкий дискаунтер. Т.е. магазин который тяготеет к дискаунтеру по бизнес-модели, но использует ее в мягкой форме.

Причина этого довольно проста – образ мышления россиян отличен от немецкого менталитета. Наш потребитель не хочет столь же узкого ассортимента, не хочет серых стен, не хочет бродить, одинокий и заброшенный, по заваленному товаром складу, экономия каждую копейку (ну или евроцент).

А потому даже самый малообеспеченный россиянин делает выбор в пользу более удобного для него магазина рядом с домом – пусть и несколько более дорого, однако и более человечного.

Проблемы с терминологией

В аптечном же бизнесе классических дискаунтеров в России не только никогда не было, но быть не может, поскольку они абсолютно чужды представлению российского покупателя об аптеке. Впрочем, исключением могут стать интернет-дискаунтеры, которые несомненно «откусят» часть рынка нерецептурной аптечной розницы. Покупать товары, не выходя из-за компьютера, нашим согражданам очень даже нравится.

Интересно, что если попросить специалистов в области аптечного бизнеса привести пример аптеки-дискаунтера, то в Москве в качестве первого (а иногда и единственного) примера вам назовут «Самсон-Фарму». В то время, как само руководство этой аптечной сети себя к дискаунтерам не относило даже в самом начале своего пути. В частности, тут уместно вспомнить слова генерального директора «Самсон-Фармы» Самсона Согояна: «Мы не возражали, когда нас называли дискаунтером, хотя сами всегда позиционировали себя как аптеку доступных и справедливых цен».

И это верное утверждение. Поскольку, говоря объективно, следует признать, что в отечественной фарминдустрии просто сформировалось неправильное понимание термина «дискаунтер», по которым отечественные специалисты подразумевают любую аптеку делающую ставку на низкие цены и доступный ассортимент.

Что характерно, в России к аптекам-дискаунтерам умудряются относить даже те аптеки, которые всего лишь заявляют о низких ценах и скидках в рамках маркетинговых мероприятий и рекламных акций. Просто потому, что нам нравятся красивые умные слова, которые можно красиво и умно использовать. И не столь уж важно, что именно эти слова значат и к месту ли они использованы…

Аптеки низких цен

Если же говорить об аптеках низких цен, то в условиях российской действительности спрос на них всегда будет. Точно так же, как он есть в любой европейской стране, в США, Индии или Китае.

В то же время необходимо помнить, что любое снижение цен ограничено рынком. Основных ограничений тут два: себестоимость аптечной услуги и необходимость окупить инвестиции в расширение аптечной сети.

Поэтому значительное различие по стоимости ассортиментного портфеля у конкурирующих аптек в принципе невозможно. Ведь цены у поставщиков, ставки аренды, стоимость кредитов, размер заработной платы первостольников и консультантов не столь уж сильно отличаются для всех участников рынка. И основной вопрос состоит лишь в том, насколько активно руководство отдельной аптечной сети или даже отдельной аптеки.

Впрочем – одно исключение тут все-таки есть. И мы о нем уже упоминали выше. Это интернет-дискаунтеры, способные получить «все и сразу», а именно:

  • низкие издержки на аренду недвижимости;
  • низкие издержки на персонал;
  • низкие закупочные цены;
  • низкие логистические издержки.

Но вот как именно вольются интернет-дискаунтеры в отечественный аптечный рынок – вопрос пока неясный.

Никаких дискаунтеров в российском аптечном ритейле на самом деле никогда не было, нет и не будет еще много лет.

Корнюшин Владимир, МВА, MD, директор СЗАЭБ

bottomline1 bottomline2
Rambler`s Top 100
© 2006 «Аптекарь. Объемный взгляд на профессию»
Все права защищены.
Тематический каталог. Рефакторинг сайта: ООО "Бионика Медиа"
Контакты в России
телефон: (495) 786-25-41
e-mail: info@aptekarjournal.com