Россия
Беларусь
home АптекарьИД Бионика
О журнале Рекламодателю rubrikator архив подписка° отдых контакты



Аптекари – не продавцы. Правда или нет?

Аптекари – не продавцы. Правда или нет?

Вопрос о том, «кто такой Аптекарь», актуален, пожалуй, еще с советских времен. И в СССР, и в современной России существовали и существуют проблемы с доступностью медицинской помощи, особенно в сельских регионах. Поэтому Аптекарь, фармацевт как «человек в белом халате» был и остается для наших сограждан источником медицинских знаний, человеком, которого можно спросить о своем здоровье, специалистом, у которого можно проконсультироваться по выбору препарата – т.е. неким аналогом врача или фельдшера. Так же это было и во времена Российской Империи. И такая же ситуация наблюдается во всех крупных странах мира. И во многих не очень крупных. Потому что проблема доступности медицинской помощи – проблема всемирная, вечная и по-видимому не решаемая.

Новое – хорошо забытое старое

Аптекарь всегда был и всегда будет оставаться в глазах посетителей аптеки потенциальным экспертом в области здравоохранения. Этакой облегченной версией доктора.

Однако в современных условиях, в условиях рыночных отношений и псевдорыночной экономики, Аптекарь получил еще одну функцию, позабытую им за время советского прошлого. Увы, но в СССР аптекам не нужно было беспокоиться о продажах и не нужно было выживать, борясь за клиентов. Советский период заставил работников аптек забыть о функции продавца.

Хорошо это или плохо? Вопрос неоднозначный.

Продажи в капиталистическом обществе – обязательная составляющая работы любого предприятия. Даже государственные учреждения и организации вынуждены осуществлять коммерческую деятельность. И аптеки (неважно – частные, ГУПы или МУПы) тут не исключение.

Факт в том, что мы отказались от социалистической модели экономики и перешли к капиталистической. Следовательно, неважно кем и где мы с вами работаем, мы обязаны принять законы капиталистического общества. Обязаны принять простую истину: «Продажи неизбежны!» А значит, любой Аптекарь обязан в т.ч. быть и продавцом.

Продавец? И только?

Другое дело, что в последние 2 десятилетия очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда руководство отдельных аптечных организаций начинает считать работников аптек только лишь продавцами, забывая о том, что аптекарская специальность не зря столетиями была на особом счету. И всегда требовала особых знаний и навыков.

Правильно ли это? Разумеется, нет!

Попытки приравнять понятия «Аптекарь» и «продавец» в условиях капиталистических отношений неверны стразу по двум, причем исключительно рыночным причинам.

  1. Это нарушает законы рынка труда.
  2. Это нарушает законы рынка аптечных услуг.

Что касается рынка труда, то, пытаясь превратить Аптекаря в продавца, такие недальновидные руководители аптек забывают о том, что эти попытки неизбежно ударят по ним самим. Дело в том, что сначала попытка убедить Аптекаря в том, что он всего лишь продавец, вызовет у сотрудников аптеки негативную реакцию, реакцию отторжения, что в свою очередь приведет к демотивации и снижению качества работы персонала. И, кстати сказать, к снижению объемов продаж. А дальше еще интереснее: если же удастся убедить работников конкретной аптеки, что они не что иное как продавцы, изменив таким образом их мировоззрение, то в результате превратившиеся из Аптекарей в продавцов сотрудники неизбежно уволятся из аптеки. Поскольку рынок труда для продавцов и для Аптекарей – это два разных рынка труда.

Что же касается рынка аптечных услуг, то не стоит забывать, что посетители аптеки ожидают увидеть в аптеке «человека в белом халате». А не обычного продавца. Поэтому ставка на продавцов приводит к разочарованию покупателей в аптечной организации, к снижению уровня доверия и уровня лояльности к аптеке и аптечном бренду. И в результате – к падению продаж.

Простой ответ на сложный вопрос

Так что же Аптекарь – продавец или нет?

Ответить на этот вопрос на самом деле достаточно просто: Аптекарь – это Аптекарь, а продавец – это продавец. Это две разные специальности, о чем нам, кстати, прямо и четко говорит такой документ, как «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС)», а именно раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

Например, в отношении фармацевта в ЕКС указаны следующие должностные обязанности: «Осуществляет прием рецептов и требований медицинских организаций, отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Изготавливает лекарства, проверяет их качество простейшими методами внутриаптечного контроля. Участвует в приемке товара, его распределении по местам хранения, обеспечивает условия хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с их физико-химическими свойствами и действующими правилами хранения. Оказывает консультативную помощь фасовщикам по расфасовке лекарственных средств. Проводит санитарно-просветительную и информационную работу среди населения о лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, их применении и хранении в домашних условиях. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.»

Указана ли здесь обязанность фармацевта консультировать покупателей аптеки, знать свой ассортимент и осуществлять продажи? Несомненно. Однако в ЕКС также указано, что фармацевт – это человек который должен обладать знаниями в области профилактики заболеваний, знаниями и навыками в вопросах оказания доврачебной помощи, способный помочь посетителям в применении медицинской техники. Иначе говоря, человек имеющий серьезную теоретическую и практическую подготовки в области как фармации, так и медицины. Особенно медицины неотложной и профилактической.

И это вовсе не обязанности обычного продавца.

Владимир Корнюшин, MD, MBA, директор СЗАЭБ

Вернуться к списку статей номера

bottomline1 bottomline2
Rambler`s Top 100
© 2006 «Аптекарь. Объемный взгляд на профессию»
Все права защищены.
Тематический каталог. Рефакторинг сайта: ООО "Бионика Медиа"
Контакты в России
телефон: (495) 786-25-41
e-mail: info@aptekarjournal.com