Россия
Беларусь
home АптекарьИД Бионика
О журнале Рекламодателю rubrikator архив подписка° отдых контакты



Если вам хамят

С хамским поведением окружающих время от времени приходится сталкиваться всем, а первостольникам особенно часто. В аптеку нередко приходят люди с неуравновешенной психикой, и их поведение может даже самого терпеливого Аптекаря надолго выбить из колеи.

О том, как себя вести, если кто-то решил вам нахамить, рассказывает наш эксперт.

Наш эксперт
Светлана Юрьевна Захарова, член Профессиональной психотерапевтической лиги, арт-терапевт, Москва.

Аптекарь (А): Светлана Юрьевна, привыкнуть к хамству невозможно, хотя оно весьма распространено. Как с ним бороться?

Светлана Захарова (С.З.): Прежде всего важно понимать, что хамское поведение характерно для людей с психическими или эмоциональными проблемами. Иногда это люди неуравновешенные, примитивные, без необходимых коммуникативных навыков, но чаще – люди, обделенные вниманием окружающих и остро нуждающиеся в нем. Если человеку не удается достичь внимания или уважения окружающих за счет своих личных заслуг, он пытается возвысить себя за счет унижения других людей. Хам начинает оскорблять или запугивать окружающих, чтобы самоутвердиться, поднять свою самооценку или доказать другим свою силу и значимость. Бороться с хамством сложно – для этого нужно разобраться в причинах такого поведения, что не всегда бывает возможно. Но научиться правильно реагировать на хамство может каждый.

А: Как реагировать на хамство?

С.З.: Прежде всего нужно понять, осознать, усвоить, что в подавляющем большинстве случаев проявления хамства не относятся лично к вам – это всего лишь манера поведения другого человека. И не принимать близко к сердцу слова – они к вам не имеют никакого отношения, хотя и сказаны вам. Так вы сможете сохранить спокойствие, которое поможет вам выбрать правильный способ реагирования. Ведь реагировать на хамство можно по-разному. Давайте рассмотрим несколько вариантов, которые помогут противостоять обидчику.

Вариант первый: игнорирование.

Хам стремится не только «выпустить пар», но и вызвать ответную реакцию со стороны собеседника. Столкнувшись с проявлением хамства, постарайтесь не поддаваться на провокацию и не вступать в перепалку с обидчиком: помните, что он хочет вывести вас из себя и насладиться скандалом. Не давайте ему это сделать – постарайтесь его проигнорировать. Держитесь с ним молча, спокойно и сдержанно, смотрите ему не в глаза, а немного выше. Если успокоиться не получается, попробуйте посчитать пуговицы на его одежде или морщины на его лбу. Но игнорировать нужно правильно – без обидных или оскорбленных взглядов. Обидчик не должен принять ваше поведение за покорность или прощение, поэтому игнорируйте его без всяких эмоций: хам для вас – пустое место.

Вариант второй: настойчивая вежливость.

Терпение, настойчивая вежливость и доброжелательность – очень эффективный способ борьбы с хамством: грубиян ждет ответной реакции, а если он ее не получает, то его хамство теряет всякий смысл. Не поддавайтесь на провокацию: вежливое общение и легкая улыбка помогут вам контролировать ситуацию. Если обидчик продолжит вам хамить, говорите с ним вежливыми фразами, но более громким голосом. Не получив от вас негативной реакции, он в конце концов замолчит.

Вариант третий: психологическое «айкидо».

Направьте негативную энергию хама на него самого: соглашайтесь с его претензиями или даже похвалите его за «критику» или «справедливые замечания». Если вам удастся довести ситуацию до абсурда, это обезоружит хама и нейтрализует его попытку вызвать скандал, а у окружающих ваша реакция вызовет смех, который поможет разрядить обстановку.

Вариант четвертый: представьте обидчика слабым и больным

Если хамит покупатель в аптеке, отнеситесь к нему как к слабому, больному и несчастному человеку: похвалите его за что-нибудь, подбодрите его, пожелайте ему выздоровления. Ваша снисходительно-жалостливая позиция поможет ему успокоиться, и желание хамить у него пропадет.

А: Что делать сотруднику, если хамит начальник?

С.З.: В этом случае тоже важно соблюдать спокойствие, хотя с моей точки зрения не следует держаться за такую работу, где руководитель отличается хамским поведением и не уважает подчиненных. Но даже если вы не готовы увольняться, безропотно терпеть хамство начальника тоже не стоит. Не позволяйте руководителю относиться к вам с грубостью или кричать на вас: при первом же инциденте скажите ему, что не следует повышать на вас голос, и в дальнейшем твердо придерживайтесь такой позиции.

Если вы допустили ошибку, из-за которой начальник устроил вам «разнос» в грубой форме, не нужно оправдываться: этим вы только усугубите ситуацию. Выслушайте его претензии молча, после чего скажите, что ответите на них позже в письменной форме. При этом добавьте, что вы поняли предъявленные вам претензии и замечания, но вас совершенно не устраивает тон и выражения, в которых они были высказаны. Дождитесь, когда босс успокоится, и после этого подайте ему свой письменный отчет.

И не забывайте: если руководитель или кто-то из коллег вам хамит, то не ищите причины его хамского поведения в себе: это его внутренние проблемы, а не ваши. Постарайтесь свести общение с таким человеком к минимуму.

А: Как себя вести, если хамское поведение руководства является нормой?

С.З.: Постарайтесь выполнять свои рабочие обязанности как можно лучше, чтобы не провоцировать у босса вспышки гнева. Но в этом случае я советую серьезно подумать об увольнении: смена работы поможет вам сохранить нервы и снизить риск развития эмоционального или профессионального выгорания.

Беседовала Ольга Жукова

Вернуться к списку статей номера

bottomline1 bottomline2
Rambler`s Top 100
© 2006 «Аптекарь. Объемный взгляд на профессию»
Все права защищены.
Тематический каталог. Рефакторинг сайта: ООО "Бионика Медиа"
Контакты в России
телефон: (495) 786-25-41
e-mail: info@aptekarjournal.com