Россия
Беларусь
home АптекарьИД Бионика
О журнале Рекламодателю rubrikator архив подписка° отдых контакты



Давайте рекламировать рецептурные препараты! или Деньги за жизнь – не порок?

Давайте рекламировать рецептурные препараты! или Деньги за жизнь – не порок?

Реклама ЛП всегда была зоной столкновения разных мнений, и это неслучайно.

С одной стороны, рекламируя ЛП, мы повышаем их узнаваемость как в профессиональном сообществе, так и среди пациентов. А это в свою очередь повышает продажи, увеличивает доходность фармбизнеса. Высокая доходность фармкомпаний – это не только возможность обогащения для собственников, но еще и интерес к фармацевтической тематике со стороны инвесторов, десятки и даже сотни миллиардов долларов, вложенных в разработку новых препаратов и, как следствие, возможность спасти миллионы жизней.

Однако, есть и другая, обратная сторона медали.

Как бы ни относились к фармацевтическому бизнесу, сколько бы ни было скандалов по поводу вывода на рынок недостаточно эффективных или недостаточно безопасных препаратов, в конечном итоге ни один разумный человек не станет отрицать необходимость постоянного научного прогресса в медицине и фармации, важность новых исследований в фармакологии, как прикладных, так и фундаментальных. Важность разработки новых лекарств.

Однако нельзя забывать, что рекламируя ЛС, особенно среди населения, не имеющего достаточного уровня знаний для их правильного назначения и правильной оценки своего состояния, мы подталкиваем пациента к самолечению и самовредительству. Поскольку, уверовав в свою способность выбрать лекарство без участия врача, пациенты начинают лечиться без учета всех возможных показаний и противопоказаний, подчас доводя себя до госпитализации или даже до «гробовой доски».

Ответственное самолечение

Еще в первой половине 90-х гг. ВОЗ поднимала вопрос об опасности бесконтрольного приема ЛП, что, в частности, нашло отражение в изданных тогда же методических указаниях ВОЗ о принципах и способах оказания медицинской помощи при отравлении фармацевтическими средствами. Кстати, тогда же, а именно в 1994 г., в мировом здравоохранении появился такой термин как «ответственное самолечение». Он был предложен Европейской ассоциацией производителей безрецептурных препаратов и подразумевал, что все применяемые пациентом препараты обладают доказанной безопасностью, качеством и эффективностью, применяются строго по показаниям и в дозах, рекомендуемых официально утвержденной инструкцией по медицинскому применению с учетом возможных лекарственных взаимодействий.

Именно на концепцию «ответственного самолечения» тогда отреагировали эксперты ВОЗ, понимая, что пропаганда среди населения идеи о том, что лечиться можно и нужно самому, без обращения к врачу и контроля за ходом лечения со стороны медицинского работника, неизбежно приведет к росту медикаментозных отравлений. Что, кстати и произошло в дальнейшем, поскольку последние четверть века в мире наблюдается стабильный и устойчивый рост случаев обращения за медицинской помощью в связи с отравлением или иными негативными эффектами, вызванными приемом лекарств.

Позднее ВОЗ поддержала «ответственное самолечение» и произошло это не только под давлением фармкомпаний. Правда в том, что во всех странах, в т.ч. и в развитых, существует проблема доступности медицинской помощи населению. Например, в США до 80 млн жителей сегодня не имеют возможности обратиться к врачу вообще. Отчет Центра по контролю и предупреждению заболеваний США (CDC) выявил, что в 2011 г. до половины американцев трудоспособного возраста были вынуждены экономить на лекарствах, пи этом 13% американцев были вынуждены не принимать лекарства, прописанные врачом, из-за отсутствия средств на их покупку. Опрос, проведенный в 2015 г. исследовательской компанией Harris Poll показал, что 21% американцев не в состоянии тратить более 10 долл. США в месяц на медикаменты. В 2017 г. BuzzFeed опубликовало данные о том, что в США стремительно растет число пациентов, которые принимают ветеринарные препараты, поскольку стоимость лекарств для животных в США существенно ниже, чем стоимость «человеческих» лекарств. Такова ситуация «мировой экономике № 1».

Если же говорить о развивающихся странах и странах третьего мира, то там показатели необеспеченности медицинской помощью подчас превышают 90–98% населения. И «ответственное самолечение» кажется в этих условиях хоть каким-то выходом из ситуации.

За и против рекламы ЛП

Итак, расширение объема знаний о препаратах, в т.ч. путем их рекламы одновременно приводит к:

  • росту доходов фармпроизводителей;
  • росту доступности медико-фармацевтической помощи для населения;
  • росту числа случае нанесения вреда здоровью вследствие неправильного использования лекарств.

Два «за» и одно «против». Но «против» очень серьезное.

Так в чем же истина?

Вероятно, ее можно найти в самой концепции «ответственного самолечения». Которая проводит очень простую и четкую границу: самолечение препаратами, продающимися без рецепта, возможно и даже подчас оказывается единственным разумным выбором, а вот рецептурный препарат должен назначаться и приниматься исключительно под контролем врача.

Вне закона

Поэтому, если мы проанализируем законодательство таких стран как Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Кипр, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Македония, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, Китай, Израиль и Япония, то во всех случаях увидим соблюдение элементарного правила: рекламировать населению безрецептурные препараты можно, рецептурные нельзя. Про рецептурные препараты, господа пациенты, узнавайте у доктора.

И единственная страна с полностью легализованной рекламой препаратов рецептурной группы – это (внимание!) США.

Но, может быть, именно американцы правы, а все остальные ошибаются? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на факты.

Факты:

1. США – аутсайдер в списке развитых стран по показателям качества и эффективности в здравоохранении. Это, кстати, признается и самими американцами даже на уровне правительства, а также отражено в результатах целого ряда международных рейтингов. Например, в таких как Health Care Efficiency Index, The Most Efficient Health Care и т.д.

2. В среднем ежегодно от приема лекарств в США умирает от 100 до 200 тыс. человек. Умирают, кстати, даже очень известные люди. Например, именно лекарствами убиты такие поистине выдающиеся американцы как Джуди Гарланд, Мэрилин Монро, Брюс Ли, Майкл Джексон, Хит Леджер, Бриттани Мерфи.

3. Ежегодно в США в среднем фиксируется 1,7 млн обращений за медицинской помощью, обусловленных передозировкой или побочными эффектами лекарств.

4. Исследование, проведенное Mayo Clinic летом 2013 г. выявило, что около 20% американцев принимают постоянно более 5 препаратов. Причем некоторые под воздействием рекламы принимают до 25–30 лекарств! Кстати, согласно прогнозу Mayo Clinic, в 2018 г. число таких «таблеткофилов» в США должно вырасти на 30% по сравнению с 2013 г.

5. На США приходится почти треть мировых затрат на покупку лекарств – больше 300 млрд долл.США в год.

Итого в сухом остатке: разрешив в США рекламу рецептурных препаратов американцы получили мощнейший рост потребления лекарств и до 200 тыс. убитых этими же самыми лекарствами ежегодно. Плюс, конечно, падение качества медицинской помощи в целом и рост государственных расходов на лечения пострадавших от приема препаратов.

Жадность против человечности

Очевидно, что в этих условиях США можно назвать жадными. Но никак не умными, этичными или просто человечными.

Исходя из этого, идею либерализации рекламы рецептурных ЛП в печатных и электронных СМИ, которую сегодня, осенью 2018 г., Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций вновь решило попробовать «пропихнуть» на очередном витке своей активности, тоже нельзя назвать человечной.

Такой закон, если он появится, не только нарушит нормы, принятые во всех развитых странах (не считая, конечно, США), но и будет преступен, а также антиконституционен по сути. Поскольку его принятие предполагает, что нормальным можно считать попытку стимулировать рынок рекламы путем увеличения смертности россиян.

Наша Конституция рассматривает здоровье как одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага и возможность пользоваться другими правами (на выбор профессии, свободу передвижения и др.). Об этом же говорил и Президент РФ Владимир Путин, отметив в концепции национальной безопасности Российской Федерации тот факт, что «здоровье населения (наряду с другими факторами) является одной из основ национальной безопасности».

А значит, нет и не может быть никаких вариантов при вынесении решения по возможности либерализации рекламы рецептурных средств в России. Ответ может быть только один: нет!

Корнюшин Владимир, MBA, MD. Директор СЗАЭБ

Вернуться к списку статей номера

bottomline1 bottomline2
Rambler`s Top 100
© 2006 «Аптекарь. Объемный взгляд на профессию»
Все права защищены.
Тематический каталог. Рефакторинг сайта: ООО "Бионика Медиа"
Контакты в России
телефон: (495) 786-25-41
e-mail: info@aptekarjournal.com