Россия
Беларусь
home АптекарьИД Бионика
О журнале Рекламодателю rubrikator архив подписка° отдых контакты



Маркировка нам поможет… или планы против реалий

Маркировка нам поможет… или планы против реалий

Маркировка и отслеживание движения ЛП фактически является нормой мирового фармацевтического рынка будущего. Поэтому вопросы о том, нужно ли внедрять в России маркировку и насколько оправдано принятие соответствующего закона, в принципе не могут стоять перед специалистом, работающим в здравоохранении. Это необходимо для решения задачи обеспечения наших покупателей/клиентов/пациентов максимально качественными препаратами. Это то, что уже внедрено в Китае и Турции, то, что внедряется сегодня в США и ЕС. То, что необходимо.

Однако как именно осуществляется реализация этого процесса в нашей стране – совсем другая история.

Минздрав подводит итоги

В последних числах марта состоялась итоговая коллегия Минздрава России, выступая на которой министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова заявила:

«Безусловно, важным условием доступности и качества медицинской помощи является лекарственное обеспечение.

С 1 января мы перешли на промышленную эксплуатацию информационно-аналитической системы мониторинга и контроля государственных и муниципальных закупок лекарственных препаратов, созданной по поручению Президента Российской Федерации совместно с Государственной корпорацией «Ростех» и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. По результатам тестового применения системы в 2017 г., обработано 161 тыс. контрактов на закупку лекарственных препаратов на сумму 126 млрд рублей.

Включение новых государственных и муниципальных закупок в систему с этого года является обязательным. Работа системы в полном объеме приведет к существенной экономии государственных средств и улучшению обеспечения населения лекарствами.

Безусловно, лекарства должны быть не только доступными по ассортиментным позициям и цене, но и качественными. Сегодня можно утверждать, что в нашей стране сформирована комплексная система обеспечения качества, эффективности и безопасности лекарственных препаратов.

Развитие материально-технической базы контрольных лабораторных комплексов Росздравнадзора, включая выездные лабораторные модули, внедрение выборочного контроля качества лекарственных средств, увеличение количества экспертиз, позволили за 6 лет снизить количество недоброкачественных лекарственных средств на фармацевтическом рынке России почти в 2 раза – до 0,4%.

Полностью исключить фальсификаты и контрафакты лекарств позволит созданная в рамках реализации специального приоритетного проекта Федеральная государственная информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя на основе маркировки идентификационными знаками. В системе уже зарегистрировано 2760 участников фармацевтического рынка. Свыше 9 млн упаковок уже промаркировано.

В соответствии с принятым Федеральным Законом, 100% выпускаемых в обращение лекарственных препаратов будут поэтапно промаркированы до конца 2019 г., к 1 января 2020 г.»

Итак, процесс борьбы за оптимизацию цен и повышение качества на фармацевтическую продукцию идет полным ходом. Или все-таки нет?

Начнем с того, что 9 млн промаркированных упаковок, о которых так гордо заявила министр здравоохранения, – это поистине капля в море. Среднемесячный объем реализуемых в России лекарств составляет 400–450 млн упаковок и все они должны (согласно требованиям закона) быть промаркированы. А тут – 9 млн промаркированных упаковок как результат примерно годовой работы.

В этой связи уместно вспомнить о том, что в Европе на введение подобной системы ушло 10 лет. Причем в России, в отличие от европейских стран, агрегирование и формирование групповой маркировки мы пытаемся сделать обязательным требованием.

С точки зрения борьбы за качество российский подход, несомненно, более оправдан и перспективен. Но вот с точки зрения здравого смысла вопрос о том, сможем ли мы сделать «пятилетку за три года» или, вернее, сделать то, на что у ЕС ушло 10 лет, за 2 года, причем в более сложном варианте. Это вопрос вызывал беспокойство уже пару лет назад и озвученные министром цифры подтверждают сомнения в том, что Россия сможет реализовать поставленную задачу по всеобщей маркировке лекарств в установленные законом сроки.

Доступность лекарств не изменится

А вот проблемы с ограничением доступности отечественного рынка для «белых» лекарств ожидать, пожалуй, не стоит.

Во-первых, потому что так считают (надеюсь обосновано), в Европейской экономической комиссии, специалисты которой полагают, что внедрение автоматизированной системы мониторинга движения ЛП от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки (кодификации) упаковок лекарств не должно стать барьером для их обращения в рамках единого рынка лекарств.

Во-вторых, потому что в этом направлении правительством предпринимаются определенные серьезные усилия. Например, запущена уникальная программа льготного финансирования покупки оборудования для маркировки, в рамках которой предприятия фармпромышленности могут привлекать займы от 5 млн до 50 млн рублей на срок до 2 лет под немыслимо низкий процент – всего 1% годовых.

С учетом действующих процентных ставок и темпов инфляции фактически можно говорить о субсидировании государством предприятий-участников программы.

Это решение принял наблюдательный совет Фонда развития промышленности (ФРП) под руководством главы Минпромторга Дениса Мантурова. Программа кредитования на покупку оборудования для маркировки ЛС направлена на оказание финансовой помощи фармпроизводителям для дооснащения их производственного оборудования для подключения и работы в системе маркировки и мониторинга движения ЛП от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных ЛП и оперативного выведения из оборота контрафактных и недоброкачественных препаратов.

Смотрим со стороны покупателя и аптеки

Рассматривая задачу по маркировке ЛС со стороны покупателя и аптеки, следует разделить всех на бедных и небедных. Условно, конечно.

Суть в том, что, во-первых, затраты на маркировку ЛС со стороны производителей неизбежно приведут к повышению стоимости препаратов. Совсем немного – примерно от 50 копеек до 1 руб. Но неизбежно. Для среднего российского покупателя такие колебания цен абсолютно незаметны, но отдельные наименее обеспеченные граждане все-таки от этого пострадают.

С аптеками ситуация та же. Поскольку проверка маркировочных QR-кодов требует использования интернета, то «de facto» новые реалии добавляют дополнительное требование к любой аптеке или аптечному пункту – наличие интернета.

А это проблема. Если в городах (даже не очень крупных) эту задачу можно легко решить посредством мобильного интернета, то в сельской местности есть как аптеки, так и фельдшерско-акушерские пункты, где нет ни компьютера, ни интернета и выделение даже 1 тыс. рублей в месяц на интернет (плюс 10 тыс. рублей разово на покупку ПК) является роскошью.

Несомненно, положительным моментом следует считать очень простой механизм в процесс маркировки участников фармацевтического рынка.

Для того чтобы аптеке подключиться к системе маркировки ЛС достаточно получить усиленную электронную подпись в любом аккредитованном удостоверяющем центре и зарегистрироваться в Системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения на сайте Федеральной налоговой службы (http://mdlp.markirovka.nalog.ru/Account/SelectOrgForRegistration).

Если у вас нет электронной подписи, ее придется оформить.

Кроме того, необходимо приобрести сканер для чтения QR-кодов. Впрочем, стоимость их невелика и составляет в среднем 3–5 тыс. рублей в зависимости от модели и производителя.

Интересно, что уже сегодня отдельные аптеки установили подобные сканеры не только для собственных сотрудников, но и для покупателей, чтобы каждый посетитель аптеки мог проверить подлинность продаваемых в аптеке лекарств.

Такой сервис требует минимальных затрат на его запуск и очень достойно смотрится с точки зрения покупателя, поскольку демонстрирует уверенность аптеки в качестве предлагаемой продукции. Что фактически является новым способом борьбы за лояльность потребителей и новым методом неценовой конкуренции.

Владимир Корнюшин, МВА, MD, директор СЗАЭБ

Вернуться к списку статей номера

bottomline1 bottomline2
Rambler`s Top 100
© 2006 «Аптекарь. Объемный взгляд на профессию»
Все права защищены.
Тематический каталог. Рефакторинг сайта: ООО "Бионика Медиа"
Контакты в России
телефон: (495) 786-25-41
e-mail: info@aptekarjournal.com