Россия
Беларусь
home АптекарьИД Бионика
О журнале Рекламодателю rubrikator архив подписка° отдых контакты



Как пережить изменения в компании

Как пережить изменения в компании

Экономическая ситуация в стране постоянно меняется, и компании вынуждены реагировать на эти изменения: проводить реструктуризацию бизнеса, менять штатное расписание. Увеличение или сокращение штата влечет за собой переезд в другое помещение, при смене руководства зачастую происходит реорганизация работы компании. Эти перемены вызывают большое беспокойство как у руководящих, так и у рядовых сотрудников.

О том, как реагировать на изменения в работе компании и какие выгоды можно извлечь из этой ситуации, рассказывает наш эксперт.

Наш эксперт - психолог, бизнес-тренер, коуч, расстановщик, семейный системный психотерапевт, арттерапевт Ольга Николаевна Заводилина (г. Москва)

Аптекарь (А): Ольга Николаевна, как избежать стресса при изменениях в работе компании?

Ольга Заводилина (О.З.): Перемены в работе или смена обстановки всегда вызывают определенный стресс у сотрудников, и это нормально. Но в этом случае очень важно не преувеличивать проблемы. При изменениях в рабочем процессе многие люди начинают себя «накручивать» и излишне беспокоиться о том, чем грозят им грядущие перемены. Если в компании происходят изменения, важно не пугать себя с помощью фантазий – это позволит избежать лишнего стресса или даже получить от изменений определенную пользу.

В период изменений каждому сотруднику очень важно решить для себя, хочет ли он остаться работать в этой компании или он уже получил здесь все, что можно, и пришло время менять работу и двигаться дальше. Это не означает, что нужно немедленно писать заявление об увольнении, но, приняв для себя решение уволиться, можно начать спокойно подыскивать себе новую работу, продолжая работать на старой. При этом увольнение может быть и вынужденным: например, если компания переезжает в новый офис, который находится слишком далеко от вашего дома.

При смене офиса или реорганизации компании сотрудники зачастую без всякого основания считают, что перемены происходят к худшему, и такие мысли (вдруг на новом месте будет плохо? а может быть, мы переезжаем, потому что фирма на грани банкротства? вдруг меня уволят? и т.п.) вызывают у них беспокойство, страх или даже панику. В этом случае нужно остановиться, выдохнуть и сказать себе: «Стоп! Это всего лишь переезд, и меня пугает неизвестность. Я пока не знаю, как мне будет на новом месте, лучше или хуже, все мои страхи преждевременны и поэтому беспочвенны». Нужно дать самому себе четкий ответ, какие проблемы реальны, а какие надуманы.

А: Но ведь определенные неудобства переезд все же создает. Что нужно сделать, чтобы они не превратились в проблему, не стали источником стресса?

О.З.: В такой ситуации важно проявить организованность и хорошо подготовиться к переезду. В первую очередь нужно составить список тех задач, которые необходимо решить, чтобы переезд прошел комфортно: какие документы и вещи упаковать, какие файлы скопировать и т.д. Упаковав рабочие материалы (документы, оргтехнику, канцтовары и т.п.) в коробки, обязательно подпишите их – это поможет быстрее найти нужные вам вещи на новом месте.

А: Особенно большие волнения у сотрудников среднего и низшего звена вызывает смена руководства или серьезная реструктуризация компании.

О.З.: При смене собственника компании, смене руководства или серьезной реструктуризации компании, когда происходит слияние отделов, сокращение штата, изменение финансово-экономической или кадровой политики, больше всего переживаний возникает у руководителей среднего звена и рядовых сотрудников, которые вынуждены приспосабливаться к переменам. Когда в руководстве появляются новые люди, сотрудники невольно готовятся к худшему и ждут, когда пройдет эта «буря», а потом, так и не дождавшись ничего плохого, с облегчением выдыхают (кажется, обошлось!).

Если в компании происходят серьезные изменения, нужно не поддаваться всеобщей панике и сказать себе: «Стоп! Да, в компании реально происходят изменения, которые коснутся в т.ч. и меня. Я пока не знаю, каким образом они меня коснутся, но именно сейчас у меня появилась возможность показать себя квалифицированным и опытным специалистом и использовать эти изменения для собственной пользы».

При смене руководства важно хорошо подготовиться к знакомству с новым руководителем. При этом неважно, как именно оно состоится – в официальной беседе или неформальной обстановке «за чашкой кофе». Чтобы показать себя с лучшей стороны, заранее обновите свое резюме: вспомните и запишите все свои достоинства, профессиональные компетенции, опыт работы, укажите все, что вы делаете как специалист в данный момент и что еще вы можете делать помимо ваших текущих обязанностей, перечислите курсы повышения квалификации и тренинги личностного роста, которые вы прошли. Во время беседы скажите новому руководителю, что вы можете делать больше, чем делаете сейчас, и что вы готовы к расширению своих обязанностей.

Если вы приняли для себя решение больше не продолжать работу в этой компании, то обновленное резюме поможет вам в поиске нового места работы. Важно напоминать себе, что любые изменения всегда открывают нам новые возможности для карьерного роста, профессионального развития или увеличения зарплаты: увольняясь с работы, вы уносите с собой приобретенный опыт и профессиональные знания, которые помогут сделать шаг вперед и вверх. Но даже если увольнение оказалось вынужденным, это не означает, что ваша карьера закончилась – просто пришло время двигаться дальше уже вне этой компании.

Но если вы решили продолжать работать в этой компании, в период реорганизации важно не растеряться и не паниковать: если вы достойно проявите себя в этот сложный период, то ваше поведение не останется незамеченным и может привести к карьерному лифту и получению более высокой должности, чем вы рассчитывали.

А: Как сохранить самообладание и не поддаться всеобщей панике?

О.З.: В период изменений в компании нужно больше внимания уделять своему психологическому состоянию: чуть больше обычного себя хвалить, как можно меньше себя критиковать и пресекать недовольство собой, если вдруг оно начинает проявляться. Отмечайте все, что вы сделали хорошо, и не заостряйте свое внимание на том, что у вас не получилось сделать или получилось не так хорошо, как вам хотелось. Говорите себе мысленно: «Я молодец, я собой доволен, и у меня все получится. Да, мне есть чему учиться, но я отличный работник и достойный кандидат на повышение». Постарайтесь в этот непростой период чуть больше отдыхать, высыпаться, делать что-то для себя лично и баловать себя чем-нибудь приятным. Такая самоподдержка (больше похвалы и меньше неконструктивной критики) поможет снизить уровень стресса, вызванного изменениями в компании, и тогда вы сможете позиционировать себя перед новым руководством успешным сотрудником и подходящим кандидатом на повышение в должности или зарплате.

А: Следует ли сотрудникам среднего и низшего звена сразу же использовать процесс реорганизации компании для своего карьерного лифта или лучше дождаться, когда все более-менее успокоится, и тогда уже ставить вопрос перед новым руководством о своем повышении?

О.З.: Разговаривать о повышении или претендовать на более высокую позицию лучше прямо во время реорганизации, но при этом важно учитывать своевременность такого разговора с новым руководством. Нужно обязательно дать понять руководителю, что вы уже выросли, у вас большой профессиональный опыт и вы готовы к расширению круга обязанностей и увеличению ответственности. Постарайтесь, чтобы новое руководство заметило вас именно с хорошей стороны: что вы активны, инициативны и готовы расти и развиваться в этой компании.

А: А если сотрудник не хочет повышения, но хочет остаться в этой компании и продолжать работать на той же должности?

О.З.: Тогда выгоднее позиция: «тихо отсидеться в стороне и дождаться, когда все успокоится». В этом случае сотрудник должен просто добросовестно выполнять свои обязанности, чтобы показать, что он соответствует занимаемой должности. Поэтому очень важно сформулировать для себя, что именно вы хотите: продвинуться по службе, остаться на прежней позиции или уволиться из этой компании и найти другую работу. Честно ответив себе на этот вопрос, вы сможете выбрать оптимальную стратегию поведения. Помните, что в случае увольнения (добровольного или принудительного) можно уйти красиво и даже выиграть от этого.

Беседовала Ольга Жукова

Вернуться к списку статей номера

bottomline1 bottomline2
Rambler`s Top 100
© 2006 «Аптекарь. Объемный взгляд на профессию»
Все права защищены.
Тематический каталог. Рефакторинг сайта: ООО "Бионика Медиа"
Контакты в России
телефон: (495) 786-25-41
e-mail: info@aptekarjournal.com